"ОЦЕНКА" И "ОТМЕТКА"
«С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребёнком появляется идол - отметка. Для одного ребёнка – он добрый, снисходительный, для другого – жёсткий, безжалостный, неумолимый… Ребёнок старается удовлетворить или – на худой конец – обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки».
В. А. Сухомлинский
В современной школе термины «отметка» и «оценка» часто употребляют в одном значении. Пусть они взаимосвязаны, но необходимо видеть разницу в этих понятиях.
Отметка выражает оценку умений, знаний и навыков ребенка. По ней учащихся судят об их успеваемости и уровне развития. Школьная отметка является неотъемлемой частью учебного процесса, но в то же время не называет те умения, которые оценены учителем. Высокие отметки часто можно получать нечестным путём, и она не дает объективной характеристики уровня развития. Отметка не выражает стараний ученика, а является лишь количественным показателем.
Оценка предшествует отметке и позволяет определить более точный уровень знаний учащихся, а также отражает меру усилий ученика в процессе. Оценить значит установить качество умений и способностей школьника. Оценка должна быть мотивированной и убеждающей, правильно соотноситься с мнением коллектива учащихся класса и самооценкой.
Ребенок склонен любую оценку воспринимать глобально, считать, что оценивают всю его личность. Следовательно, выражайте свое отношение к результату (процессу) его работы, а не критикуйте его самого. Старайтесь вместе с ребенком сравнивать его сегодняшние успехи с его же вчерашними результатами. Помните, что ребенок – не объект, а соучастник оценочных действий. Умение оценить свою работу является необходимым компонентом умения учиться.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
КАК ОТНОСИТЬСЯ К ОТМЕТКАМ РЕБЁНКА.
-
Не ругайте своего ребёнка за плохую отметку. Ему хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребёнок начинает врать, изворачиваться, чтобы всё-таки быть в ваших глазах хорошим.
-
Сочувствуйте своему ребёнку, если он долго трудился, но результат его труда невысок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного и кропотливого труда.
-
Не заставляйте своего ребёнка вымаливать себе отметку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.
-
Не учите своего ребёнка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
-
Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребёнку отметки вслух.
-
Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.
-
Не обвиняйте беспричинно других взрослых, учителей и детей в проблемах Собственных детей.
-
Поддерживайте ребёнка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.
-
Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребёнком надолго и его хочется повторить. Пусть ребёнок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.
-
Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребёнку хотелось вам подражать.